О соотношении объективного и субъективного в истории человечества однозначно сказать невозможно, по той причине, что оно разное на разных этапах существования цивилизации. Но то, что силы скрывающиеся под каждым из этих понятий играют свою роль и часто существенную, это почти очевидно, что проявится в дальнейшем размышлении. Как и в любой аварии имеются два её участника, при наличии одного, авария как таковая невозможна. История творится противостоянием личности и социума. Отсылаю читателя к моей статье [Стригин М.Б. Аналитический и синтетический этапы эволюции произвольных систем: онтологические особенности и характеристики. // – Современный учёный №8 2018 С. 31-39], где было показано, что произвольная система ведёт себя подобно нелинейному маятнику. Социальные группы (политическая партия, общество книголюбов, государство) – это различные виды систем, которые можно описать при помощи ряда параметров (правил внутреннего устройства, законов). Обычный, хорошо нам известный маятник, гармонично осциллирует между двумя точками. Нелинейный маятник, отличается от него тем, что он ведёт себя гармоничным образом только определённый период, а затем, в некоторый момент начинают сказываться несущественные, на первый взгляд, факторы и система – маятник начинает двигаться хаотически, а спустя ещё некоторое время, скачком выходит на новую устойчивую траекторию. Скачок имеет сингулярный вид. Социальные группы ведут себя аналогично нелинейному маятнику, отличаясь только масштабом и временными длительностями.
Любая социальная группа, после её возникновения, форматируется кем-то – и общество книголюбов, и ЛДПР, и государство имеют своего лидера и свою основополагающую метафору, выражаясь иначе, свой основной лозунг. На этом этапе роль личности превалирует над социумом, когда воля и харизма личности в состоянии повести за собой. На основании явленного лозунга формируются основные параметры системы – социальные законы, определяющие, его существование, после чего социальная группа, государство в том числе, входит в гармонический период, когда система осциллирует между двумя точками, определяемыми инертностью социума и его активностью. На этом этапе роль личности несущественна, социумом управляют законы. Но в определённый момент начинают сказываться скрытые факторы, они могут быть как внутреннего характера, так и внешнего. Внешние – это чаще всего объективные, связанные с ресурсами причины, которые выходят на первый план. На физический маятник, подобным образом, влияют как внутренние факторы, например, растягивается подвес (усталость материала), так и внешние – происходит столкновение с посторонним телом. В системе государство, внутренними факторами является, например, усталость от однообразия жизни в рамках установленных законов, которая провоцирует недовольство, внешними факторами являются, например, изменение климата и исчерпывание ресурсов. И тогда система под названием государство входит в хаотический, рассогласованный период. На этом этапе роль личности также несущественна, в обществе царит страх и паника. Но одновременно, внутри социума идёт поиск новой личности, которая согласует в новом контексте систему – государство, который сингулярно выведет её на новый уровень. Этот этап прекрасно описан Достоевским в романе «Бесы», когда социум устал от монархии, как формы устройства государства. Следующий этап – этап синтеза, когда новый лидер рождает новую метафору – новый лозунг, формирующий новые законы. На этом этапе роль личности вновь становится превалирующей. Социум участвует в формировании законов в той или иной мере. И дальше система – государство эволюционирует по уже описанному порядку. К этому можно добавить, что гармонический этап государства по своей сути может иметь две структуры либо демократию, либо тоталитаризм и чаще всего они сменяют друг друга.
Выразив общую концепцию, можно ответить на поставленные вопросы следующим образом.
- Существование трёх периодов в эволюции произвольной системы, в том числе государства, это объективный закон, который никак не зависит от человека. Один из самых поразительных и объективных нюансов жизни субъекта заключается в том, что усталость от существующего миропорядка, начинает появляться в нём уже сразу после появления этого порядка, которая наравне с объективными внешними факторами подтачивает любую идеальную систему и приводит к периоду хаоса. Человек, с одной стороны, стремиться всё упорядочить, с другой стороны, он тут же начинает этот порядок разрушать.
- Роль субъекта существенна на этапе синтеза. Но в этот период реализация потенциала человека в области социального чревата большими рисками для него, поскольку этот период характеризуется крайней неустойчивостью. В остальные периоды социальная активность субъекта не принесёт значительных плодов. Но поскольку точек приложения энергии человека большое множество, то он может реализовать свой потенциал в других творческих направлениях. Участие человека в социальной жизни можно проиллюстрировать следующей метафорой: социум напоминает волну, в которой каждая частица играет свою роль, но наверх выносит единицы, большинство остаются подложкой для вершины волны. Именно тот факт, что каждый субъект принимает участие в социальной жизни, осложняет предвидение её результатов, поскольку вероятность какого-то события, например, того, что вы станете мэром, определяется множеством параметров. И несмотря на пессимистичность по поводу того, что на выборах всё предопределено, практика часто показывает обратное. Об этом говорят последние выборы в США.
- Можно попробовать на эту роль поэтов, они во все времена обладали даром предвидения. Но, если серьёзно, то именно интеллигенция формирует зачатки следующего периода, по причине того, что просвещение формирует идеалистичный взгляд на жизнь. А поскольку любая социальная система – это давление отдельного субъекта над обществом, она не может быть идеальной для всех. Выражаясь старинной поговоркой: кому-то арбуз, а кому-то свиной хрящик. И поэтому появляются персонажи подобно Марку Волохову из произведения «Обрыв» Гончарова, которые хотят перекроить систему на свой лад. Но формируя следующий этап, интеллигенция автоматически предвидит его, а поэты, подобно Достоевскому, разоблачают их.