Аннотация. В работе обосновывается гипотеза тесной связи теории протоязыка Хомского и представлений Канта об априорном знании. Подтверждением этому стали работы Катрин Малабу, доказывающие историчность эволюции мозга и, следовательно, первичных форм знания. Эволюция протоязыка и априорных представлений человека тогда понимается как результат пластичности нейронных связей мозга. Такая смысловая метаморфоза, переход от нейронных закономерностей к информационным и обратно, может быть описана метафорой превращения обычной ленты в ленту Мёбиуса, когда двумерный объект, благодаря трёхмерному переключению связей, становится качественно другим, сингулярно изменяя свою информативность, иначе говоря, проявляя не только гибкость, но и когнитивность. Такой переход сопровождается появлением нового априорного знания. Доказывается, что в процессе взаимодействия человека с вещами начальное сознание, используя свою гибкость, выстраивает идеальное представление о них, что в свою очередь приводит к кризису восприятия и к таким последствиям, как истерии и депрессии, на которые смог дать ответ только психоанализ. На современном этапе психоанализ может быть дополнен нейрофизиологическими и информационными разработками, относящимися уже не к личной истории отдельного пациента, а к эволюции человека вообще.
Ключевые слова: априорное знание, гносеология, эпистемология, пластичность, гибкость, топология, нейроны, симулякры
Матрица сознания
Мы выдвигаем рабочую гипотезу, представляющую сознание человека в виде модели, в которой эволюционирующая трёхмерная нейронная матрица эксплицирует матрицу сознания, центральные связи между ячейками которой формируются на протяжении всей истории человечества и определяют априорное знание. «Мы рождаемся не с кашей в голове. Мы рождаемся с нейронами мозга, уже каким-то образом соединёнными между собой в громадную, сложнейшую сеть. Каким именно образом они соединятся в процессе эмбрионального развития, зависит от генов. Из этого неизбежно следует, что по крайней мере некоторые наши знания вполне могут быть врождёнными» [11, с. 93]. Избегая редукции биологического развития только к биологическим формам, предположим (хотя это и будет некоторым допускаемым "неоламаркизмом"), что вновь образованные нейронные паттерны передаются по наследству. Необходимо сразу прояснить, как, унаследовав сложнейший инструментарий нейронных взаимодействий, человек в современном мире часто ведет себя примитивнее субъектов прошлого: в частности, ряд навыков, которые были приняты двести лет назад, явно не поддерживаются – современный человек уступает крестьянину в обработке земли, редко владеет навыками бального танца, игры на фортепьяно, или разговора на нескольких иностранных языках, как этим владел средний аристократ.
Объяснение такого парадокса может быть достаточно простым – обладание сложной нейронной матрицей ещё не означает, что связи, наличествующие в ней, будут активированы субъектом и, соответственно, помогут субъекту в мышлении. Такая активация, можно предположить, происходит принудительно, подобно подаче управляющего сигнала на вход транзистора, и наиболее активна в детском возрасте, хотя и продолжается всю жизнь. «Какие из бесчётного множества возможных путей для прохождения нервных импульсов будут более проторенными, чем другие, тоже зависит от генов» [11, с. 93].
Этот процесс можно сравнить с работой дворника: с одной стороны, прочищенное место тут же заполняется упавшими листьями, с другой стороны, даже не дочищенная дорожка обозначает путь дальнейшего движения, в нашем случае, путь распространения информации. Эта метафора обладает потенциалом раскрытия не только природы, но и процедур познания: дворник лучше чистит центральные дороги, по которым точно будут передвигаться. И самое важное – дороги должны быть априори, дворник должен знать, что ему чистить. Так и познание имеет собственные магистрали и собственную феноменологическую данность.
Само устройство мозга разумно: в нервной системе управляющие нейроны сдублированны тормозящими нейронами, необходимыми, чтобы предохранить субъекта от информационной перегрузки. Также и появление новых синапсных связей, не поддержанных несколькими повторениями, еще не гарантирует активации имеющихся паттернов, переданных по наследству. Для такой активации требуется многократное повторение (регулярная чистка от листьев), которое мы можем отождествить с памятью. Ведь такое повторение оказывается управляющим сигналом, означающим жизненную необходимость активации такого знания. Возможно, следующим шагом разумной эволюции станет возможность принудительно (разумно) определять необходимость запоминания той или иной информации, без дополнительных усилий повторения.
Гипотеза априорного знания, определяющего формирование нейронной матрицы, очевидно перекликается с идеей Хомского о протоязыке, внутри которого имеется набор априорных лексических правил, достаточных для того, чтобы сформировать любой из известных языков. В своей работе [16] Хомский сумел развить свою идею до теории о протоязыке. «Теория начального когнитивного состояния называется универсальной грамматикой» [16, с. 22]. Очевидно, что лексика языка выстраивается в согласии с логикой мышления носителей этого языка, которая, в свою очередь, опирается на априорное знание, обнаруженное Аристотелем и Кантом (для европейских стран). Априорные категории определяют структуру суждений. По всей видимости, возможность перевода текста с одного языка на другой обеспечивается наличием априорных категорий и единой логики протоязыка.
Обратимся за подтверждением гипотезы об эволюционирующей нейронной матрице, передающейся по наследству, к новой работе Катрин Малабу «Что нам делать с нашим мозгом» «Сегодня решительно установлена связь между мозгом и историей — понятиями, которые, надо сказать, очень долго считались антитетическими» [7]. Одна из центральных мыслей её книги состоит в том, что существует конститутивная историчность мозга, заключающаяся в его пластичности. Малабу противопоставляет пластичность гибкости, показывая, что первое понятие содержит, подобно пластиду (взрывчатому веществу), способность к внутреннему взрывообразному росту. Тогда как гибкость характеризует собой возможность трансформироваться в рамках одной топологической структуры. «Подлинное произведение мозга, которое вовлекает индивида в собственную авантюру и историю, имеет имя: пластичность. То, что мы назвали конститутивной историчностью мозга, есть не что иное, как его пластичность» [7].
Для иллюстрации такого феномена обратимся к ленте Мёбиуса – такая лента обладает иной топологией по сравнению с обычной лентой. Как бы мы ни изгибали обычную ленту, склеенную в кольцо, используя её гибкость, мы не получим качественно нового объекта (все такие объекты будут топологически изоморфны, правильнее использовать термин гомеоморфны). Но благодаря пластичности, через разрыв с выходом в третье измерение, происходит когнитивный скачок. Подобная метаморфоза увеличивает доступную поверхность и, соответственно, информативность в два раза. Если в случае обычной, склеенной в кольцо, ленты, доступна только одна поверхность из двух, то в случае ленты Мёбиуса, становятся доступны обе поверхности одновременно (например, для некоторого считывающего устройства). Подобная трёхмерная топологическая структура, обладающая единой поверхностью, называется бутылкой Клейна.
Малабу указывает на имеющийся у этих терминов ресурс для обсуждения онтологических вопросов: «мы выдвинем следующее положение: сегодня подлинный смысл пластичности затемнен, мы склонны постоянно подменять ее на «ложного друга» – гибкость. Различие между этими терминами кажется незначительным. Однако гибкость – это идеологический аватар пластичности. Одновременно ее личина, искажение и изъятие. О пластичности мы не знаем ничего, о гибкости знаем все. В этом смысле пластичность предстает грядущим сознанием гибкости» [7]. Попробуем ответить на её вызов. Действительно, любое движение (феноменальное или гносеологическое) определяется разностью потенциалов, для формирования которой необходима граница, разделяющая их. Но структуры типа ленты Мёбиуса обладают единой поверхностью, замыкающей эти потенциалы, позволяющей энергии свободно двигаться. Таким образом, гибкость можно считать трансформацией внутри одной границы, в то время, как пластичность преобразует границы, преодолевая их. Но такое преодоление всегда сопровождается выходом в пространство с большим количеством измерений.
Возникает нетривиальный вопрос, не сводящийся к частностям топологии: богаче ли мир ленты Мёбиуса мира обычной ленты в два раза? Рассматривая эти миры из трёхмерного мира, мы понимаем, что поверхности обычной ленты и ленты Мёбиуса равны друг другу, но возможность доступа отличается качественно, что очень важно для такого понятия как информация. При таком прочтении рассматриваемый объект раскрывается, делясь своим сокровенным. Происходит качественный скачок позноваемости. Можно сказать, что кантовская «вещь в себе» во втором случае превращается в «вещь для других». Таким образом, переключение одного из синапсов может кардинально изменить апперцептивные качества субъекта.
Мы предполагаем, что нейроны, благодаря сложной топологии синоптических связей, формируют в своей историчности всё более сложное отображение действительности. «Остановимся на формировании нейронных связей, которое становится возможным в силу опыта, навыков, житейских привычек каждого из нас, способности самой жизни накладывать на нас свой отпечаток» [7]. Не останавливаясь глубоко на физике процесса включения вновь образуемых связей следующим поколением (т.е. как работает синапс в рамках упомянутой метафоры транзистора), упомянем, что важным для целей нашего исследования свойством подобных сетей является возможность интерференции связей-синапсов между собой. Такая интерференция может рассматриваться как конкуренция отдельных синапсов за передачу информации (интерференция характерна где-то уплотнением, а где-то разряжением количества синапсов), которая сингулярно расширяет когнитивный потенциал рассматриваемой гипотезы. Интерференция может наблюдаться и внутри генома между нуклеотидами, когда перенос интерференционной картины генами определяет начальное расположение синапсов мозга (структуру протоязыка). Но интерференционная картина меняется в зависимости от внешних условий (от мышления субъекта). «Новый поведенческий признак может поначалу передаваться из поколения в поколение посредством обучения и подражания, а затем постепенно закрепиться и в генах» [11, с. 360]. Понятие об интерференции отвечает ещё на один вопрос – оно объясняет, почему отдельный синапс не может отвечать за цельное знание, как и один ген не отвечает за целый признак. Интерференционный паттерн определяется дальними связями между нуклеотидами в геноме и синапсами в нейронной матрице. При таком рассмотрении необходимо искать не изменение порядка нуклеотидов, а изменение интерференции при сохранении прежнего порядка. «Найти "моральные" мутации в геноме человека генетики по-честному пытаются, но улов пока не очень велик» [11, с. 379].
Выше мы указали, что лексические правила исторически выстраиваются в соответствии с логикой, коррелируя тем самым с такими понятиями как рекурсия и итерации. Хомский доказывал, что основное отличие человека от животного – это появление сложных рекуррентных предложений, вложенных одно в другое, которое произошло одновременно с появлением логики, что, в свою очередь, связано с появлением мышления. «Синтаксис человеческого языка имеет иерархическую природу и безразличен к линейному порядку элементов» [17, с. 19]. Такие вложения осуществляются посредством слов со множественностью значений, которые Жиль Делёз назвал словами-бумажниками [4], через которые возможно туннелирование смысла. В случае нейронных связей такую конструкцию можно представить в виде иерархии синаптических паттернов, между которыми есть замок, открывающийся и закрывающийся внешним управляющим сигналом. Кроме того, как известно из алгебры, итерации порождают фрактальные структуры, воспроизводящие сами себя при переходе с одного масштаба на следующий. Таким образом, рекурсия должна порождать мыслительный фрактал, который одновременно будет содержаться внутри синаптической матрицы. Иными словами, синаптические паттерны должны воспроизводиться на разных масштабах – можно грубо представить, что рисунок из ста нейронов должен структурно воспроизводить рисунок меньшего масштаба из десяти нейронов.
Кант и сиюминутность априорного знания
В своей работе «Критика чистого разума» Кант указывает, что человеческому сознанию присуще априорное знание. По мнению Канта, человек подмечает в природе структуры, уже содержащиеся в его мышлении. При отсутствии таковых мышление, по мнению Канта, было бы невозможно: «как явления они могут существовать только в нас, а не сами по себе» [8, с. 80]. Иными словами, человек обнаруживает солнце круглым, поскольку круг уже содержится в его нейронных паттернах априори. Но, исходя из нашей гипотезы эволюции априорного знания, наличие представления о круге должно быть подготовлено предыдущими поколениями, впервые обнаружившими его. Однако, появление такого знания значит, если обратится к нашей метафоре дворника, что строительство очередной центральной дороги ещё не означает её проходимость.
Среди физиков бытует шуточная теорема, что все физические теоремы, названные чьими-то именами, не открыты этими учеными. Такое неожиданное наблюдение лишний раз подтверждает нашу гипотезу: экспликация и активация научного знания – это не одно и то же. Иными словами, один субъект, имплицитно обнаруживший новое явление, формирует новый нейронный паттерн, другой, в свою очередь, активирует эти знания и присваивает их себе.
Продолжая эту мысль, можно предположить, что в античные времена в сознании содержались априорно десять категорий, которые Аристотель выделил как главные для построения любых суждений. Но, если в процессе эволюции нейронная матрица-протоязык претерпевала качественные изменения, и, соответственно, в сознании со временем появлялись новые структуры, ответственные за миропонимание, становится неудивительно, что Кант выделяет уже двенадцать категорий – по три категории количества, качества, отношения и модальности [8, с. 111]. Таким образом, можно заметить круг: субъект обнаруживает новую структуру, наблюдение за которой рождает новый нейронный паттерн, посредством переключения старых синапсов, а также образования новых. Такой паттерн, формирующий новые лексические правила протоязыка, в свою очередь, передаётся по наследству и становится априорным (доопытным) для следующих поколений. Именно это и констатировал Кант, дав определение априорного знания, как врождённого в человеческий ум, который черпается не из опыта, но определяющий суждения, описывающие опыт. Таким образом, Кант обнаружил только часть гносеологического круга, который можно назвать диалектическим кругом мышления, где в качестве эмерджентности эксплицируются новые априорные категории. Как возможно обнаружить весь круг, мы покажем в следующей части статьи.
Считая, что мир можно рассматривать только при помощи априорных категорий, Кант декларировал модели и стратегии рассмотрения этого мира, предполагая, что он создал фундамент для всего будущего знания. Но нередко приходится расширять здание полностью, и тогда новая идея не сводится к декларации. Также как ранняя стадия генетического изменения не описывается теорией Дарвина (для описания двух стадий появления новой макромутации можно использовать термины: рождение и выживание, тогда теория Дарвина описывает только вторую стадию), так и новая идея на ранней стадии появления противоречит предыдущей логике, в данном случае логике Канта и Аристотеля. «Когда впервые появляются новые варианты гена, индивиды, у которых есть данные признаки, сначала должны вылезти из стохастического гравитационного колодца, где не действуют законы естественного отбора» [17, с. 41]. Только после встряски всего фундамента и экспликации новых категорий новая идея приходит в соответствие с логикой. Если бы всё априорное знание, выражающееся в ряде категорий и содержащееся в мышлении человека, не эволюционировало, то научное познание прекратилось бы достаточно быстро, выродившись в некое инженерное продолжение имеющихся знаний, но не порождающее эмерджентности, подобно тому, как многие животные виды пришли в тупиковые точки эволюции. Именно гносеологические тупики, замечаемые обычно при исследовании развития любой системы, провоцируют обнаружение выходов из стохастического гравитационного колодца устоявшихся эпистем.
Таким образом, метафора рождения идеи как макромутации имеет глубокое внутреннее содержание – одно перетекает в другое. Корреляция между рождением идеи и макромутацией наблюдается во всём, что подтверждает нашу гипотезу эволюции центральных связей нейронной матрицы. Действительно, каждая обнаруженная идея следующим шагом порождает ряд аксиом, как и макромутация сопровождается рядом более мелких мутаций. «Адаптация в модели Фишера включает в себя несколько мутаций, имеющих относительно большой фенотипический эффект, и множество мутаций с относительно малым эффектом» [17, с. 62].
В свою очередь, многократная активация вновь образованных нейронных связей обеспечивает прохождение стадии выживания и преодоления естественного эпистемологического отбора – данное знание оказывается объективно необходимым человечеству.
В качестве примера изменения априорного знания уже в двадцать первом веке можно привести развитие теории многогранников. Тетраэдр считался единственным многогранником из известных «платоновых тел», у которого каждая грань соседствует со всеми остальными. Такая фигура топологически изоморфна (правильнее, гомеоморфна) шару. В рамках классического представления (в согласии с логикой синтетических и аналитических суждений Канта) были сформулированы ряд априорных аксиом и, следующим шагом, теорем, которые исчерпывали мир многогранников. Но недавно, математикам удалось построить торообразный многогранник (с дыркой в центре), у которого также каждая грань соседствует с остальными, но количество этих граней больше четырёх [14]. Таким образом, представление об единственности тетраэдра как фигуры, обладающей такими свойствами, было разрушено. И, можно представить, что спустя некоторое время такие многоугольники будут имплицитно присутствовать в нашем мышлении, как присутствуют сейчас октаэдр, тетраэдр и т.д. Человек, располагающий таким знанием, будет иначе смотреть на природу и окружающие его структурные связи.
Гегель, рождение из ничего
Попробуем сформулировать главную мысль нашей работы, развив одновременно идею Канта о делении всех суждений на аналитические и синтетические. Чистый синтез, согласно Канту – это соединение априорных категорий в новое суждение. «Под синтезом в самом широком смысле я разумею присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания, такой синтез называется чистым, если многообразие дано априори» [8, с. 109]. Мы, в отличие от Канта, признаем, что возможны три типа суждений: аналитические, синтетические и, мы бы назвали их, квантовые или топологические. В такой классификации второй тип коррелирует с представлением о гибкости, тогда как третий перекликается с идеей Малабу о пластичности и возможности взрывообразного роста. Такую картину происхождения синтеза можно продемонстрировать на рис.1.
На рисунке показано взаимоотношение всех трёх типов суждений: осциллирующий процесс между синтетическими суждениями и аналитическими, обозначенный гармоническим этапом. Семантические осцилляции – это семантическое движение вверх при появлении новой смысловой структуры, соединяющей априорные категории (при чистом синтезе) и последующим движением вниз, при аналитическом дроблении новой структуры (этот полупериод можно назвать временем критики). В некоторый момент, когда вся когнитивность априорного знания исчерпана, гносеологический процесс заходит в тупик, завершающийся хаотическим состоянием, стохастическим колодцем, идеальным представлением (Подробнее об этом скажем ниже). И, наконец, рождение нового априорного знания происходит квантовым образом, что обозначено этапом квантового семантического скачка. Под этапом адаптации понимается этап принятия человечеством нового априорного знания, что связано с переходом от этапа рождения к этапу выживания нового априорного знания, новых синаптических связей.